+7 (495) 664-23-90
Энциклопедия SEO

Юзабилити


Что такое юзабилити?

Любой пользователь, только начавший свое знакомство с Интернетом, очень часто сталкивается с новыми, прежде неизвестными ему словами. Одним из таких слов является «юзабилити». Попытаемся выяснить, что же все-таки скрывается под этим весьма замысловатым понятием.

Дословно юзабилити (usability – англ.) переводится как «возможность использования» либо «способность быть использованным», по сути же юзабилити обозначает «интуитивную дружественность» интерфейса Интернет-ресурса или программы. Говоря более простыми словами, любой пользователь, пришедший на сайт, должен иметь возможность свободно на нем ориентироваться вне зависимости от того, насколько опытным пользователем Интернета он является.

Достаточно часто веб-дизайнеры настолько увлекаются поиском тех или иных креативных решений, что зачастую элементарно забывают о пользователе, которому придется разбираться в том «лесе», который они нагородили.

Кстати говоря, юзабилити достаточно серьезно влияет на такой показатель, как популярность ресурса и конверсию, что в итоге в ту или иную сторону сказывается на прибыли, которую сайт приносит его владельцам. Согласно данным статистики, порядка 40% пользователей предпочитают больше не возвращаться на сайт, с которым у них имелся негативный опыт работы.

Таким образом, если владельцы Интернет-ресурса заинтересованы в привлечении посетителей, юзабилити сайта должно быть самым тщательным образом протестировано.

Основные принципы юзабилити.

Термин «юзабилити» для российских пользователей стал синонимом слов «удобство пользования» и «эргономичность интерфейса». Юзабилити – это по сути улучшение функций, добавление сервисов или расположение блоков, кнопок и прочее. Эргономичность важна не только по отношению к интерфейсам и сайтам, но и использованию цветов, стилизации логотипа, рекламных проспектов.

Специальных учебников по юзабилити пока не написано, но есть рекомендации практиков. Есть основные принципы по юзабилити сайтов, которыми стоит пользоваться всегда:
• По-прежнему актуально «Правило трех кликов». До нужной, важной, новой, продающей информации пользователь должен сделать не больше 3 кликов.
• Если создается сервис, позаботьтесь о том, чтобы до его основных функций было просто добраться и они были бы видны сразу. Если это доска объявлений – кнопка «Добавить объявление» должна быть на главной, рядом со списком последних объявлений и на всех остальных страницах.
• Поставьте на сайт статистику liveInternet или любую другую, в которой можно отслеживать перемещения пользователя на сайте, следить за сего действиями. Точки выхода и страницы, на которых проводят больше всего времени – первые в очереди на анализ юзабилити.
• Дайте посетителю сайта то, зачем он пришел. Если главная страница сайта продвигается по товару, который глубоко в каталоге это не очень хорошо. Пользователь подумает, что его обманули и на сайте нет нужной ему информации.

Зачем нужно юзабилити для сайта?

После разработки сайта всегда наступает такой момент, когда его пользователи начинают выражать мнение по его улучшению. Мнения – это не мелочь. Особенно, если предложения идут на почту администратора портала или корпоративного сайта.

Анализ юзабилити (удобство пользования, эргономика) может быть проведен для чего угодно – начиная от рекламного буклета и заканчивая интерфейсом CRM-системы. Для улучшения своих личных навыков и знаний можно поискать советы профи на форумах и в статьях. К сожалению, книг по эргономике сайтов никто не пишет. Поэтому самостоятельный поиск информации и активность сделают любого практика, как минимум, начинающим специалистом.

К сожалению, небольшое количество разработчиков уделяет внимание такому важному фактору как юзабилити. Однако, будем снисходительны – в институтах этому не учат, и многие специалисты не следят за этим по незнанию, а не умышленно. Есть другая категория людей – они понимают, что эргономика интерфейса необходима, но они не готовы тратить на это деньги. Нет студентов, которые смогли бы сделать анализ юзабилити дешево.

Поэтому услуги грамотных специалистов востребованы и необходимы. Это перспективная услуга. Юзабилити определяет насколько посетителю удобно на сайте. Чем понятнее интерефейс, удобнее кнопки и читабельнее информация на сайте, там больше сайт продает. Практики юзабилити в один голос твердят о том, что чем оно совершеннее, тем больше монетизация и это не шутка.

Технологии юзабилити.

Многообразие сайтов в сети заставляет задуматься, почему некоторые из них находятся на вершине, а на каких-то ресурсах почти нет посетителей. Все дело в том, что правильные сайты, пользующиеся технологией юзабилити, развиваются гораздо быстрее и активнее, чем сайты без таких технологий. Примером может служить Яндекс.Метрика, которая показывает хозяину сайта все сведения о действиях пользователя на сайте.

На случай, если вдруг возникнут вопросы "А что такое Яндекс.Метрика?" или "А как пользоваться Яндекс.Метрикой?", ответим, что это счетчик посетителей (на самом деле он делает еще множество других вещей), а чтобы воспользоваться им, нужно лишь установить его на свой сайт, прописав код на страницах. После этого, открыв соответствующий раздел статистики, можно убедиться, что есть посетители на сайте, которые не просто присутствовали, но и что-то делали, например, рассматривали определенный раздел или что-то отметили, в общем, все действия посетителя.

Эти знания требуется для большей эффективности рекламы собственного сайта на других ресурсах. Зачем платить за аренду рекламной площади, если с нее практически нет посетителей? Вместо этого можно вложить эти средства в развитие перспективных площадок, с которых действительно есть посетитель. К тому же, такое развитие сайта позволит использовать его в качестве площадки для рекламы и просто поднять его в рейтинге других сайтов.