Что такое авторизация?
Каждый сталкивался с необходимостью пройти авторизацию, будь это в сервисной почте, ICQ, в социальной сети
или на форуме. Для этого достаточно лишь ввести правильный логин и пароль, после чего будут доступны
какие-либо возможности – например, доступ к контенту, возможность общаться и писать комментарии или ответы в
форумах, блогах и т.д.
Итак, авторизация – это процедура подтверждения прав на что-либо (общение,
контент и т.д.). Как правило, эти
права получить несложно – достаточно пройти регистрацию, однако есть и много исключений, когда
авторизоваться могут только некоторые пользователи.
Во время регистрации пользователь указывает логин, пароль и электронную почту. Пароль может быть
сгенерирован автоматически и выслан на почту. Эти три элемента являются обязательными и используются на
любом сайте. Кроме них администратор ресурса имеет право заставить пользователя указать и другие данные,
например, пол, возраст, реальное имя и т.д. Это может быть необходимо по разным причинам.
После регистрации пользователь может авторизоваться на сайте и воспользоваться какими-либо дополнительными
возможностями. В социальной сети – это возможность общаться, искать и заглядывать в профили других людей, на
«варезном» сайте – скачать интересующую программу, а в интернет-магазине – заказать какой-либо товар.
Авторизация идентифицирует человека, позволяет администратору или другим пользователям опознать собеседника
или клиента.
Зачем нужна авторизация?
Как Вы уже поняли, авторизация позволяет опознать посетителя сайта и одновременно ограничить права доступа к
определенным его ресурсам и возможностям неавторизованным пользователям. И у Вас, как у владельца сайта и
такого же пользователя Интернета, могут возникнуть сомнения.
Зачем ограничить доступ с помощью авторизации? Не проще ли открыть возможности всем посетителям? Ведь
известно, что они не любят лишних процедур, даже если регистрация и авторизация занимает пару минут. Да и
куда удобнее это, а удобство для пользователя – основа
юзабилити.
Конечно, хорошо бы полностью избавиться от подобных мер. Однако только авторизация может частично оградить
владельца ресурса и его посетителей от спама. Его рассылают специальные программы – спам-боты, которые
автоматически заполняют комментариями с рекламой и ссылками любые места, где возможно добавить комментарий.
Оградиться от них можно разными способами, и авторизация является наиболее эффективным из них.
Другая, не менее важная, цель авторизации – это получение необходимой информации о человеке, его
идентификация. Естественно, эту информацию пользователь предоставляет добровольно, и используется она
исключительно в целях распознавания другими посетителями. Если речь идет об интернет-магазине, авторизация
значительно улучшает юзабилити сайта. У пользователя появляется личная страничка с историей заказов, в
корзине могут храниться добавленные раньше товары, а форму заказа ему заполнять уже не нужно.
Конечно, у авторизации есть много других функций и задач, но эти две являются наиболее важными.
Плюсы авторизации.
Преимущества владельцу сайта:
1) Фильтрация спама (авторизация является тем фильтром, в котором отсеивается большая часть спам-ботов);
2) Возможность распознать посетителя, что в свою очередь дает:
- Более подробную демографическую, географическую и иную информацию о посетителях, благодаря чему можно
лучше настроить фильтры в системе контекстной рекламы и подобрать наиболее оптимальные
ключевые слова
при раскрутке сайта;
- Возможность предоставить больше услуг и возможностей (например, дополнительные функции в виде личной
внутренней почты, сохранения истории заказов и т.п.), что позволяет улучшать юзабилити, привлекая больше
постоянных посетителей.
3) Ограничение прав пользования тем или иным контентом. Если для некоммерческого сайта это некритично, то
для ресурса, где контент или какие-либо услуги предоставляются за деньги, авторизация просто необходима.
Преимущества пользователю Интернета:
1) Возможность оградить себя от спама. На ресурсах, где есть авторизация, куда меньше спам-роботов и людей,
зарабатывающих на спаме и рекламе.
2) Возможность встретить знакомого собеседника снова. Для того, чтобы распознать друг друга, пользователям
не нужно представляться каждый раз заново, достаточно пройти авторизацию.
3) Дополнительные возможности: даже на форуме пользователи могут заполнять свои профили, загружать
фотографии и другие файлы, поднимать друг другу репутацию и т.д. В интернет-магазинах и на других
коммерческих ресурсах возможностей еще больше.